Вы здесь
Инновации в страховании: теория и практика
На современном страховом рынке информационные технологии являются той движущей силой, которая позволяет компаниям успешно работать со все более требовательными клиентами.
Сегодня в страховых организациях уже решаются вопросы автоматизации – сбора информации по договорам страхования и перестрахования, по операциям поступления премий, проведения выплат, бухгалтерского учета, расчета зарплат и другие.
Зарождение рынка интернет-страхования произошло в Америке, причем первыми открывали свои интернет-представительства не сами страховые компании, а брокерские агентства. Впоследствии они превратились в порталы интернет-страхования. Так, первопроходцем рынка страховых услуг в сети стала брокерская компания FindMyInsurance, сайт которой был запущен в 1994 году. В то же время в сети появились и первые представительства страховых компаний, которые стали оказывать онлайн-услуги. Среди них сайты компаний Progressive, ElectricInsuranceCompany, Allstate, для которых работа с клиентами через интернет стала приоритетным направлением.
Уже сейчас страховщикам приходится работать с большими объемами данных, а в будущем эти объемы будут расти в геометрической прогрессии. Перед страховыми компаниями встает задача максимально эффективного распределения имеющихся массивов, в том числе с помощью «облачных» технологий, если это позволяют требования безопасности и конфиденциальности информации. Обеспечение повсеместной возможности мгновенного доступа к данным с любого типа устройств значительно повысит эффективность работы страховщиков.
Во всем мире велика потребность в использовании аналитических инструментов в страховании. Не так часто можно увидеть централизованные страховые системы, поддерживающие операции в онлайн-режиме в масштабах всей страны. Также нужно отметить отсутствие общих для всего страхового рынка инфраструктурных сервисов, дающих возможность вести учет и обмениваться ключевой информацией по договорам, убыткам. Создание таких сервисов позволит повысить качество услуг компании и обеспечит возможность оптимизации расходов.
Купить онлайн можно далеко не все страховые продукты, а только те, которые не требуют предварительной оценки страхового агента или полный пакет рисков, что для страхователя не выгодно. Помимо этого существует еще один нюанс: страховка начнет действовать с момента подписания документа обеими сторонами. В действующем законодательстве уже принят закон об электронной подписи, но далеко не все ею пользуются.
Пока онлайн-страхование является всего лишь дополнением к традиционным каналам продаж и не может заменить их на 100%. Автоматизация работы с различными анкетами, формами и бланками также останется приоритетным направлением систем электронного документооборота. Проблемным направлением остается внедрение электронного полиса, для чего необходимым условием является использование механизма электронной цифровой подписи и соответствующая законодательная база. Однако, несмотря на существующие проблемы, информационные технологии активно внедряются в сферу страхования.
А как все обстоит на самом деле?
Национальная компания «Узбекинвест» уже более 20 лет работает на рынке Узбекистана иуделяет пристальное внимание внедрению ИКТ в свою деятельность. О том, на каком уровне сегодня находятся страховые IT в компании, рассказал главный менеджер департамента информационных технологий в страховании НКЭИС «Узбекинвест» Шерзод Алимов:
IT начали применять со дня образования компании, то есть с 1994 года. С растущим объемом информации мы пришли к тому, что необходимо создать базу данных. Для удобства и оперативности ввода данных создали корпоративную сеть по всей системе компании. Начали открывать страховые отделения в регионах и сельской местности с подключением их к корпоративной сети для продажи страховых услуг.
На сегодняшний день наша компания согласно рейтингу внедрения и развития ИКТ по итогамIV квартала 2015 года среди государственных и хозяйственных органов в системе NIS.uz имеет оценку 91% из 100%.
Система NIS.uz – это оценка по критериям: соответствие сайта требованиям, информационная безопасность, информационные системы, организационные вопросы.
Внедренные новшества позволяют сэкономить время, не приходя в офис, заказать по онлайн-системе полис, оплатить по удобной системе платежей (Click, M-bank, UzCard, U-Pay и Websum) и получить с доставкой страховой полис.
В компании используются разные решения. Например, автоматизированный учет посетителей и клиентов в административное здание, учет прихода и ухода работников с помощью ИС по контролю и управлению доступом (СКУД), контроль исполнительской дисциплины, страховой портфель и базы данных по обязательным видам страхования и учету кадров. Также функционируют веб-сайт, мобильные приложения для Android, iOS, система по онлайн-продаже полисов с помощью существующих платежных систем. Внедрен сервис по СМС-оповещению клиентов об окончании срока полиса по ОСГОВТС, на сайте компании и на ЕПИГУ оказываются интерактивные услуги.
В скором будущем для большего развития отечественного онлайн-страхования необходимо будет на законодательном уровне приравнять электронный полис к бумажному. Это даст возможность бесконтактного предоставления услуг страхования и исчезнет необходимость во встрече страховщика и страхователя. Это будет выглядеть следующим образом: клиент заполнит заявку, внесет копии необходимых документов. Затем после проверки предоставленных данных клиента оператор страховой компании одобряет заявку, далее клиент оплачивает по удобному ему виду электронного платежа. После оплаты появляется возможность распечатать электронный полис страхования, в итоге клиент застрахован.
Несмотря на то, что сегодня у каждого второго по нескольку гаджетов или смартфонов, население пока намного медленнее, чем хотелось бы, понимает и применяет IТ для приобретения страховых услуг. Однако мы уверены, что в скором будущем онлайн- страхование будет самым востребованным видом услуг в этом направлении.
журнал "ICTNEWS" #3