Вы здесь
Совершенствуется система страховой защиты
Дальнейшая либерализация экономики, в частности, в сфере страхования, играет значительную роль в экономическом развитии нашей страны и обеспечении гарантий прав гражданина. Совершенствование законодательства о страховой деятельности, определившее новые масштабные меры развития системы страхования, еще более укрепит доверие населения к страховым компаниям.
В Узбекистане создана достаточная нормативно-правовая база, упорядочивающая страховую деятельность. В частности, она регулируется на основе главы 52 Гражданского кодекса, законов "О страховой деятельности", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и других. Приняты акты Президента, направленные на дальнейшее реформирование рынка страховых услуг и повышение финансовой стабильности страховщиков.
Благодаря этим нормативно-правовым документам в республике сформирован большой конкурентоспособный рынок страховых услуг. Динамично развиваются современные виды страхования и повышается их качество. Укрепляется финансовая стабильность страховщиков, расширяются региональные сети страховых компаний. Что немаловажно, наряду с добровольным личным страхованием развивается система обязательного страхования. Это способствует защите социально-экономических интересов граждан, а также интересов предприятий, организаций и государства.
Вместе с тем процесс совершенствования законодательства в этой сфере продолжается. Так, не в полной мере стал отвечать новым требованиям времени принятый еще в 1993 году Закон "Об обязательном личном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и автомобильного транспорта общего пользования". В частности, обеспечение возмещения ущерба жизни и (или) здоровью пассажира не распространялось на пассажиров автомобильного транспорта внутри города и в районе до пятидесяти километров. Также осуществление видов страхования законом было возложено на государственные страховые органы, в то время как соответствующее постановление Кабинета Министров от 1997-го и Положение о государственных страховых органах от 1992 года утратили силу. Следовательно, не существовало государственного органа, осуществляющего страховую деятельность, что на практике вызывало проблемы с исполнением норм закона.
Важным шагом на пути развития сферы, устранения устаревших норм законодательства о страховании и подъема на качественно новый уровень отношений на страховом рынке стал опубликованный 27 мая 2015 года Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".
Закон состоит из 6 глав, 26 статей. Подробный анализ международных правовых норм и зарубежного опыта при его разработке показал, что для полной защиты интересов пассажиров вместо их обязательного личного страхования применяется механизм страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Аналогичные законы приняты практически во всех странах Европейского Союза, США, Канаде, Японии.
Новым законом в Узбекистане внедрена практика обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Это гарантирует возмещение ущерба жизни, здоровью и собственности пассажиров, нанесенного в процессе перевозки на всех видах транспорта по территории республики. Таким образом, им устранены пробелы и недостатки, имевшие место в Законе "Об обязательном личном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и автомобильного транспорта общего пользования".
Наряду с этим важным новшеством является определение правового статуса перевозчика, согласно которому это юридическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров и их имущества городским пассажирским, железнодорожным, воздушным, автомобильным, речным и другим транспортом и имеющее на это специальное разрешение. Также закреплено, что условия договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и порядок его заключения устанавливает Кабинет Министров, внесены уточнения по срокам его действия, страховым взносам, порядку разрешения конфликтов. Теперь пассажир, потерпевший и выгодоприобретатель имеют право бесплатно получать у перевозчика необходимую информацию об условиях договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и о страховщике.
Исходя из принципа приоритета прав и законных интересов граждан, оговорены отдельные требования к страховщикам. Страховщик должен иметь соответствующую лицензию. Обязательно также наличие у него своих филиалов в Каракалпакстане, областях и городе Ташкенте, уполномоченных на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, рассмотрение требований перевозчиков, потерпевших и выгодоприобретателей о страховом возмещении и осуществление последнего.
Между страховщиками, имеющими право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, должно быть составлено письменное соглашение о создании страхового партнерства. Это требование защищает права перевозчика, пассажира и выгодоприобретателя при наличии страхового случая и обеспечивает финансовую стабильность тех, кто застраховался. Оно предъявляется страховщикам, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики обязаны составлять письменные соглашения с фондом по выплате платежей.
Законом определены государственные органы, осуществляющие контроль за исполнением обязанности перевозчика по страхованию своей гражданской ответственности. Эти задачи возложены на Государственную инспекцию по надзору за безопасностью полетов, Государственную инспекцию по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта. Также контроль могут вести и иные уполномоченные на то государственные органы согласно законодательству.
Новый закон, вступающий в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за счет расширения системы обязательного страхования будет служить развитию страхового рынка и транспортной инфраструктуры, повышению качества предоставляемых услуг и созданию новых рабочих мест.
Отабек Мирзаев.
Главный специалист Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан.