Вы здесь

Совершенствуется система страховой защиты

Дальнейшая либерализация экономики, в частности, в сфере страхования, играет значительную роль в экономическом развитии нашей страны и обеспечении гарантий прав гражданина. Совершенствование законодательства о страховой деятельности, определившее новые масштабные меры развития системы страхования, еще более укрепит доверие населения к страховым компаниям.

В Узбекистане создана достаточная нормативно-правовая база, упорядочивающая страховую деятельность. В частности, она регулируется на основе главы 52 Гражданского кодекса, законов "О страховой деятельности", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и других. Приняты акты Президента, направленные на дальнейшее реформирование рынка страховых услуг и повышение финансовой стабильности страховщиков.

Благодаря этим нормативно-правовым документам в республике сформирован большой конкурентоспособный рынок страховых услуг. Динамично развиваются современные виды страхования и повышается их качество. Укрепляется финансовая стабильность страховщиков, расширяются региональные сети страховых компаний. Что немаловажно, наряду с добровольным личным страхованием развивается система обязательного страхования. Это способствует защите социально-экономических интересов граждан, а также интересов предприятий, организаций и государства.

Вместе с тем процесс совершенствования законодательства в этой сфере продолжается. Так, не в полной мере стал отвечать новым требованиям времени принятый еще в 1993 году Закон "Об обязательном личном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и автомобильного транспорта общего пользования". В частности, обеспечение возмещения ущерба жизни и (или) здоровью пассажира не распространялось на пассажиров автомобильного транспорта внутри города и в районе до пятидесяти километров. Также осуществление видов страхования законом было возложено на государственные страховые органы, в то время как соответствующее постановление Кабинета Министров от 1997-го и Положение о государственных страховых органах от 1992 года утратили силу. Следовательно, не существовало государственного органа, осуществляющего страховую деятельность, что на практике вызывало проблемы с исполнением норм закона.

Важным шагом на пути развития сферы, устранения устаревших норм законодательства о страховании и подъема на качественно новый уровень отношений на страховом рынке стал опубликованный 27 мая 2015 года Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".

Закон состоит из 6 глав, 26 статей. Подробный анализ международных правовых норм и зарубежного опыта при его разработке показал, что для полной защиты интересов пассажиров вместо их обязательного личного страхования применяется механизм страхования граждан­ской ответственности перевозчика перед пассажирами. Аналогичные законы приняты практически во всех странах Европейского Союза, США, Канаде, Японии.

Новым законом в Узбекистане внедрена практика обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Это гарантирует возмещение ущерба жизни, здоровью и собственности пассажиров, нанесенного в процессе перевозки на всех видах транспорта по территории республики. Таким образом, им устранены пробелы и недостатки, имевшие место в Законе "Об обязательном личном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и автомобильного транспорта общего пользования".

Наряду с этим важным новшеством является определение правового статуса перевозчика, согласно которому это юридическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров и их имущества городским пассажирским, железнодорожным, воздушным, автомобильным, речным и другим транспортом и имеющее на это специальное разрешение. Также закреплено, что условия договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и порядок его заключения устанавливает Кабинет Министров, внесены уточнения по срокам его действия, страховым взносам, порядку разрешения конфликтов. Теперь пассажир, потерпевший и выгодоприобретатель имеют право бесплатно получать у перевозчика необходимую информацию об условиях договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и о страховщике.

Исходя из принципа приоритета прав и законных интересов граждан, оговорены отдельные требования к страховщикам. Страховщик должен иметь соответствующую лицензию. Обязательно также наличие у него своих филиалов в Каракалпакстане, областях и городе Ташкенте, уполномоченных на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, рассмотрение требований перевозчиков, потерпевших и выгодоприобретателей о страховом возмещении и осуществление последнего.

Между страховщиками, имеющими право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, должно быть составлено письменное соглашение о создании страхового партнерства. Это требование защищает права перевозчика, пассажира и выгодоприобретателя при наличии страхового случая и обеспечивает финансовую стабильность тех, кто застраховался. Оно предъявляется страховщикам, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону "Об обязательном страховании граждан­ской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики обязаны составлять письменные соглашения с фондом по выплате платежей.

Законом определены государственные органы, осуществляющие контроль за исполнением обязанности перевозчика по страхованию своей граждан­ской ответственности. Эти задачи возложены на Государственную инспекцию по надзору за безопасностью полетов, Государственную инспекцию по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта. Также контроль могут вести и иные уполномоченные на то государственные органы согласно законодательству.

Новый закон, вступающий в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за счет расширения системы обязательного страхования будет служить развитию страхового рынка и транспортной инфраструктуры, повышению качества предо­ставляемых услуг и созданию новых рабочих мест.

Отабек Мирзаев.

Главный специалист Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан.